Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в связи с введением ФГОС

Консультация для педагогов

«Организация предметно - развивающей среды в ДОУ в связи с введением ФГОС»

Составитель: зам. заведующего по ВМР Леонтьева Светлана Геннадьевна

В настоящее время, в связи с введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, перед педагогами ДОО остро встает вопрос об организации предметно – развивающей среды согласно новым требованиям.
Под термином «предметно – развивающая среда» следует понимать систему условий, обеспечивающую всю полноту развития личности ребенка и его деятельности: естественная комфортная обстановка, насыщенная разнообразными игровыми материалами и предметами. Она включает в себя ряд важнейших компонентов, необходимых для полноценного эстетического, физического, социального и познавательного развития детей.
Предметно - окружающая среда рассматривается педагогами как возможность всестороннего развития индивидуальности ребенка с учетом его интересов, склонностей и уровня активности. Поэтому воспитатель должен суметь правильно и грамотно создать необходимую предметную среду, которая создавала бы условия для всестороннего развития воспитанников.
Многие современные педагоги считают, что организация предметно – развивающей среды должна строиться в соответствии с развитием интересов и потребностей детей на разных возрастных этапах.
Только в правильно организованной, насыщенной разнообразными игрушками, наглядными материалами, играми, дидактическими пособиями предметно – развивающей среде возможно активное коммуникативно-речевое и познавательно-творческое развитие детей. Предметно – развивающая среда, согласно новым требованиям, обязана максимально раскрыть образовательный и творческий потенциал каждого воспитанника, а также быть максимально доступной для каждого ребенка.
Развивающая среда в ДОО строится с целью наилучшего развития индивидуальности воспитанников с учётом их интересов, склонностей, уровня активности. Нам, педагогам, важно добавить в развивающую среду те необходимые элементы, которые стимулировали бы двигательную, эмоциональную, творческую, познавательную деятельность всех воспитанников. По нашему мнению, предметно-развивающая среда согласно новым требованиям должна организовываться с учетом того, чтобы каждый воспитанник мог заниматься своим увлечением. Оборудования должно размещаться в специальных центрах развития, что позволит детям объединиться небольшими группами по общим интересам: рисование, лепка, ручной труд, конструирование, настольные игры и т.п.
Неотъемлемой частью оборудования должны быть технические игрушки, развивающие (дидактические) игры, широкий выбор природных материалов для экспериментирования, изучения, коллекционирования [Рыжова Н.А.]. Немаловажное значение стоить уделить материалам, учитывающим интересы девочек и мальчиков игре и труде.
С целью развития игрового замысла девочкам необходимы разнообразные украшения, бижутерия, женская одежда, банты, кружевные накидки, зонтики, сумочки и т.д; мальчикам понадобятся всевозможные машинки, детали военной формы, техники и т.п.
В группах старшего дошкольного возраста важно иметь разнообразные материалы, активизирующие интерес детей к чтению: слова, печатные буквы, таблицы, дидактические игры с буквами, ребусами и материалами, отражающими школьную тематику: школьные принадлежности, картинки, отображающие школьную жизнь, фотографии школьников, всевозможные атрибуты для сюжетно – ролевых игр в школу.
Немаловажными в жизни дошкольников являются те материалы, которые стимулировали бы познавательный интерес детей. Сюда можно отнести и детские энциклопедии, и красочные издания о растительном и животном мире планеты, детские журналы, проспекты, альбомы. Насыщенная образовательная и предметно – развивающая среда станет фундаментом для организации содержательной и увлекательной жизни и развития ребенка. Именно она заложит основы формирования личности и выступит в роли источника знаний социального опыта ребенка. Безопасность жизни, сохранение и укрепление здоровья детей - главные условия, опираясь на которые воспитатели должны организовывать развивающую среду. Педагогам необходимо помнить, что создавая предметную среду важно учитывать психологические особенности возрастной группы, на которую ориентирована данная развивающая среда, а также основы взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Источник: solnishko.edkachug.ru›…vospitatelei_po_FGOS.pdf