Развиваем связную речь дошкольников

Консультация для родителей

Развиваем связную речь дошкольников

Составитель: учитель-логопед Занина Н.В.

Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. От развития речи зависит психическое развитие человека. Поэтому, одной из основных задач в обучении детей является развитие связной речи, т.е. умения четко и последовательно излагать свои мысли.
Зависимость речи детей от людей, с которыми они живут, очень велика. Это значит, что работа детского сада по развитию связной речи детей должна идти рука об руку с работой родителей.
Идут годы. Ваш ребенок растет. Вы замечаете, как много новых слов и целых предложений появилось в его речи, сколько узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремиться выразить свою мысль. Теперь в его речи стали появляться сложные предложения. Но вслушайтесь в речь сына или дочери. И вы заметите, как трудно им еще выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Не хватает слов для передачи знакомой сказки или телепередачи. Можно обнаружить, что существительные ребенок часто заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении, затрудняется в согласовании существительных и прилагательных, в употреблении склонений и спряжений.
Уровень развития речи детей даже одного возраста бывает различен. Очень важную роль в развитии речи ребенка-дошкольника и обогащении его словаря имеет повседневное общение взрослых и детей. Не забывайте разговаривать с детьми как можно больше и на разные темы. Каждый день делитесь с детьми своими впечатлениями обо всем, что волнует вас. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими проблемами… Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастешь-узнаешь» - ответ требуется сегодня, сейчас. Отвечать на детские вопросы утомительно, но отвечать надо, и отвечать серьезно, терпеливо. Не удовлетворяя детские «почему?», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему мышлению, тормозим развитие речи. А ведь, общаясь с детьми в повседневной жизни, мы можем многому научить их ненавязчиво и непринужденно. Используйте все подходящие ситуации для того, чтобы поговорить с ребенком.
Существует два вида связной речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – разговор, беседа двух или нескольких собеседников, он состоит из вопросов и ответов. Обучение детей диалогу происходит во время беседы и усваивается ими легко, так как диалогическую речь они слышат в быту ежедневно.
Монолог – связная речь одного лица. Трудности монологической речи заключаются в том, что она требует от ребенка умение сосредоточить свое внимание на одном объекте или событии. В свободном общении обучение монологу осуществляется в пересказе сообщения взрослых. Тренировка осуществляется и в том случае, если родители с интересом выслушивают своих детей, выискивают темы для монологов, так, например, «Расскажи, какую интересную игрушку ты видел у друга?», «Расскажи, как ты ходил с папой на речку?» и т.п.
Существуют и специальные методы обучения детей связной речи. Это составление описательных рассказов о предметах, составление рассказов по картине, составление рассказов из личного опыта, пересказ художественных произведений.
Игры на описание предметов, находящихся в доме или на улице, являются прекрасным средством развития связной речи. Проведение таких игр не требует специального времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, на кухне, во время приготовления ужина, во время прогулки. Составляя описательный рассказ о предмете, надо назвать его, объяснить к какой группе предметов он относится, как используется в жизни или в игре, заметить его цвет и оттенки, рассказать, из какого материала он сделан, перечислить признаки и качества, части.
Развитию речи детей помогают картинки и иллюстрации. При рассматривании сюжетных иллюстраций и составлении рассказов по их содержанию очень помогает план рассказа, который может быть предложен взрослым: сначала расскажи, как и когда дети попали в лес, что они делают, чем все это может закончиться.
Очень трудно дается детям составление рассказов из личного опыта. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают праздники, события, интересные случаи, прогулки в лес. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными. Если ребенок затрудняется в выражении мысли, помогите ему с помощью подсказки или наводящего вопроса. Учите использовать в речи сравнения, сложные предложения и слова. Ребенок должен убедиться в том, что обо всем можно рассказать живо и интересно. Интересные рассказы могут получиться при совместном составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу.
Пересказывание художественных произведений – новая ступенька в развитии связной речи детей. Ребенку бывает не просто передать словами даже небольшой текст. Очень важно, чтобы содержание произведения было правильно понято и осмысленно. С этой целью произведение читается ребенку дважды, после первого чтения проводится беседа по содержанию прочитанного. Ответы детей на вопросы должны содержать слова и выражения литературного текста. Овладеть умением пересказывать помогает рассказывание произведения по ролям, разыгрывание сказок с помощью игрушек.
Трудно переоценить значение образного языка стихов в развитии речи детей. Стихи обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, о детях, труде людей. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите, о чем стихотворение, что понравилось, что удивило, можно спросить, какими словами говорится о герое, погоде и т.д. Заучивайте с детьми пословицы, поговорки, загадки и при случае используйте их в разговорах с ребенком. И он, поначалу подражая вам, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, станет интересным собеседником.

Литература:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М., 1984.
  3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987г.
  4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. \ Дефектология. 1988, № 3.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. М, 1998.
  7. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.
  8. Леонтьев АА. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. — М., 1974