Сюжетно–ролевая игра в жизни малышей

Консультация для воспитателей и родителей

«Сюжетно–ролевая игра в жизни малышей»

Составитель: зам. заведующего по ВМР Леонтьева Светлана Геннадьевна

Самая любимая и основная деятельность в младшей группе – это конечно игра. Она развивается на протяжении всего года. В начале года – это узнавание, в конце – самостоятельность и творчество.
На четвёртом году жизни ребёнка, игра начинает приобретать статус ведущей деятельности. В игре зарождаются предпосылки новых видов деятельности. Происходит переход от сюжетно – отобразительной игры к сюжетно – ролевой. И наконец, наступает период собственно сюжетно – ролевой игры, где малыши начинают моделировать знакомые ему трудовые и социальные отношения.
Главные сюжеты малышей «Дочки – матери», «Гости». Чем же привлекает малышей сюжетно – ролевая игра? Ну, прежде всего, это конечно предметы (коляска, машина, кукла, зайка), с которыми можно выполнять действия (куклу уложить спать, машину помыть, перевезти на ней груз и т. д.). Ребёнок сначала просто манипулирует с предметами и получает от этого удовольствие. Постепенно, он раскрывает содержание нравственной стороны «позаботиться о ком – то».
Малыш учится отображать жизнь и деятельность, взаимоотношения взрослого с ребёнком, с животным, с машиной в соответствии с нравственным смыслом поступка, обозначаемого игровым воображением. Возьмём сюжет игры « Дочки – матери».
Малыш выполняет очень короткую деятельность (моет руки кукле и укладывает её спать», потом ещё дополняет действие (варит еду), потом ещё (кормит дочку) и так далее. Так развивается умение связывать несколько действий и выполнять их друг за другом (шофёр моет машину, заправляет её бензином, нагружает грузом, перевозит в другое место).
В течении дня ребёнок наблюдает за трудом взрослого (это семь трудовых процессов помощника воспитателя).
Вместе с воспитателем рассматривает картинки с изображением заботы о животных, о машинах, о детях, обозначает результаты их деятельности – это побуждает его к подражанию хорошим поступкам взрослых людей, доброжелательные взаимоотношения с другими детьми.
Малыши объединяются по своей инициативе, ходят друг к другу в гости, хозяин дома готовит для каждого еду, угощает щедро, а гость со своим ребёнком дарит подарки, читает стихи, рисует рисунки – идёт подражание празднованию дня рождения. Предлагая детям вариативные размеры кукол, машин и других предметов, о которых малыш может «заботиться», мы тем самым ставим его в нестандартные ситуации. В игре ребёнок берёт на себя выполнение нравственного урока, который он выполняет с помощью решения разнообразных задач (речевых, художественно-эстетических, познавательных, конструктивн-модельных и т. д.) интегративно. Создавая игровой образ, ребёнок подбирает предметы для куклы в соответствии с её размером: постельные принадлежности по ширине, длине дочки.
При конструировании стола, стула их высота определяется высотой строительного материала, столешницу для стола ребёнок выбирает на уровне эмоций (какая нравится). Сознательное обозначение своего отношения к кукле ребёнок формулирует в самооценке созданного образа, а это результат игры (я чисто вымыла ей руки, она не заболеет, я позаботилась о дочке, я заботливая мама). В начале года инициатор и организатор сюжетно – ролевой игры воспитатель, спустя три месяца инициатива принадлежит ребёнку.
Мальчики с удовольствием заботятся не только о машинах, но и о куклах, а девочки наоборот.
В первой половине года малыши играют рядом, а во второй половине проявляют интерес, доброжелательное и внимательное отношение к игре свертника. У детей развивается умение договориться о том, во что и как играть, развивается привычка отзываться на просьбу.
Благодаря целенаправленному обучению каждый ребёнок овладевает данным видом игры на уровне самостоятельности. Дети объединяются в подгруппы благодаря самодеятельности сюжетно – ролевой игры. Происходит переход от игры рядом к игре вместе.

Используемая литература:

  1. Программа Н. М. Крыловой «Детский сад – Дом радости»;
  2. Н. М. Крылова «Лесенка успеха»