• Титульный

    Добро пожаловать на официальный сайт МБУ детского сада № 20 "СНЕЖОК"

Воспитатель года - 2021

Профсоюз

Уведомление
о прекращении деятельности образовательной организации
и предстоящем переводе воспитанника

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снежок» городского округа Тольятти, ИНН 6323025476 на основании постановления администрации городского округа Тольятти от 20.09.2021 г. № 3130-п/1 «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 93 «Мишутка» городского округа Тольятти в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Снежок» городского округа Тольятти и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 26 «Сказка» городского округа Тольятти» и в соответствии с п. 12 Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности, утвержденных Приказом Минобрнауки России от 28.12.2015 № 1527, уведомляет законных представителей о прекращении своей деятельности.
На основании постановления администрации городского округа Тольятти от 20.09.2021 г. № 3130-п/1 «О реорганизации муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 93 «Мишутка» городского округа Тольятти в форме присоединения к нему муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 20 «Снежок» городского округа Тольятти и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 26 «Сказка» городского округа Тольятти» воспитанники будут переводиться в муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 93 «Мишутка» городского округа Тольятти.
Письменное согласие на перевод в МБУ детский сад № 93 «Мишутка» необходимо представить в течение 5-ти дней в течение получения настоящего уведомления.

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Консультация для родителей

Особенности развития речи детей дошкольного возраста

Составитель: учитель-логопед Занина Н. В.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей. Для того чтобы понять патологию речи, необходимо четко представлять весь путь последовательного речевого развития детей в норме, знать закономерности этого процесса и условия, от которых зависит его успешное протекание.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе. Например, малыш в 1 г. 4 мес. еще не говорит. Решить, нормальное это явление или нет, педагог может только в том случае, если знает, когда при нормальном развитии должны появиться первые слова.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Так, некоторые специалисты порой направляют трехлетних детей к логопеду для устранения недостатков произношения звуков. Правильно ли это? Нет. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в данном возрасте «полагается» произносить некоторые звуки неверно. Это явление, называемое физиологическим косноязычием, совершенно закономерно и обусловлено еще недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата.
И, наконец, знание законов развития речи детей в процессе онтогенеза необходимо и для того, чтобы правильно построить всю коррекционно-воспитательную работу по преодолению речевой патологии. Например, обучая неговорящих детей (алаликов), очень важно знать, что сначала у всякого ребенка развивается понимание речи и только потом он овладевает активной речью. Следовательно, если в таком случае сразу развивать активную речь, работа не при¬несет желаемого эффекта.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев прослеживает последовательность появления в речи ребенка различных частей речи, словосочетаний, разных видов предложений и на этой основе выделяет ряд периодов.
Г.Л. Розенгард-Пупко выделяет в речевом развитии ребенка всего два этапа: подготовительный (до 2 лет) и этап самостоятельного оформления речи.
А.Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:
1-й - подготовительный - до одного года;
2-й - преддошкольный этап первоначального овладения языком - до 3 лет;
3-й - дошкольный - до 7 лет;
4-й - школьный.
Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года). В это время происходит подготовка к овладению речью.
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции: крик и плач. Правда, они еще очень далеки от звуков человеческой речи. Однако и крик, и плач способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного.
Через две недели можно уже заметить, что ребенок начинает реагировать на голос говорящего: перестает плакать, прислушивается, когда к нему обращаются. К концу первого месяца его уже можно успокоить мелодичной песней (колыбельной). Далее он начинает поворачивать голову в сторону говорящего или следить за ним глазами. Вскоре малыш уже реагирует на интонацию: на ласковую — оживляется, на резкую — плачет.
Около 2 мес. появляется гуление и к началу 3-го мес. — лепет (агу-угу, тя-тя, ба-ба и т.п.). Лепет - это сочетание звуков, неопределенно артикулируемых.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные движения губ и пытается подражать. Многократное повторение какого-то определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка.
С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями (тик-так, дай-дай, бух). Но в это время он еще реагирует на весь комплекс воз¬действия: ситуацию, интонацию и слова. Все это помогает образованию временных связей (запоминание слов и реакция на них).
В возрасте 7-9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.
С 10-11 мес. появляются реакции на самые слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание взрослым и др.). К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Первые слова ребенка носят обобщенно-смысловой характер. Одним и тем же словом или звукосочетанием он может обозначать и предмет, и просьбу, и чувства. Например, слово каша может означать в разные моменты вот каша; дай кашу; горячая каша. Или слово папа может означать пришел папа; нет папы; папа, подойди и т. п. Понять малыша можно только в ситуации, в которой или по поводу которой и происходит его общение со взрослым. Поэтому такая речь называется ситуационной. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.
На протяжении 2-го и 3-го годов жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес.— 10-15 слов; к концу 2-го года — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов); к 3 годам — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи.
Сначала ребенок выражает свои желания, просьбы одним словом. Потом — примитивными фразами без согласования («Мама, пить мамуле Тата» — Мама, дай Тате попить молока). Далее постепенно появляются элементы согласования и соподчинения слов в предложении.
К 2 годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания.
В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет). На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается не¬правильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков рил, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4—6 годам достигает 3000—4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. Но часто дети еще неверно понимают или используют слова, например по аналогии с назначением предметов говорят вместо поливать из лейки «леять», вместо лопатка «копатка» и т. п. Вместе с тем такое явление свидетельствует о «чувстве языка». Это значит, что у ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
К.Д. Ушинский придавал особое значение чувству языка, которое, по его словам, подсказывает ребенку место ударения в слове, грамматический оборот, способ сочетания слов в предложении.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. По определению А.Н. Гвоздева, к 3 годам у детей оказываются сформированными все основные грамматические категории.
Дети 4-го года жизни пользуются в речи простыми и сложными предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»; «Какой-нибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т.е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
На протяжении дошкольного периода постепенно формируется контекстная (отвлеченная, обобщенная, лишенная наглядной опоры) речь. Контекстная речь появляется сначала при пересказе ребенком сказок, рассказов, затем при описании каких-нибудь событий из его личного опыта, его собственных переживаний, впечатлений.
Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи. Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного использования всех языковых средств.
Указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того, чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен: быть психически и соматически здоровым; иметь нормальные умственные способности; иметь нормальный слух и зрение; обладать достаточной психической активностью; обладать потребностью в речевом общении; иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расши¬рять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.

Список литературы:

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К.С. Лебединской. 
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития.
 

Вместе с логопедом

Элемент дизайна

 

Речь — это путь к общению, новым
впечатлениям и жизненному опыту,
путь к расширению представлений
об окружающем его мире.

 

Учитель-логопед Занина Наталья Викторовна

Немного о себе
  • Учитель - логопед высшей квалификационной категории 
  • Образование - высшее
  • Педагогический стаж - с 1988г.

Для чего ребенку нужны занятия с логопедом?

  • Речевое развитие происходит с задержками. 
  • Имеются дефекты в звукопроизношении.
  • У ребенка общее недоразвитие речи.
  • У ребенка заикание.
 

Как попасть на логопункт?

Набор детей на логопункт МБУ д/с № 20 «Снежок» осуществляется в течение года. Дети с выявленными нарушениями по направлению учителя-логопеда или по желанию родителей проходят ПМПК (Психолого-Медико-Педагогической Комиссии). Положение о логопункте.
По результатам ПМПК зачисляются на логопедические занятия. Обучение проводится на подгрупповых и индивидуальных занятиях.


Основные задачи коррекционного обучения:

  • формирование правильного произношения;
  • практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
  • подготовка к обучению грамоте;
  • совершенствование навыков связной речи.

Сроки коррекционной работы зависят:

  • индивидуальных, возрастных и психологических особенностей; 
  • уровня развития психических процессов;
  • регулярности посещения занятий;
  • участия родителей в коррекционном процессе; 
  • степени сложности речевого нарушения.

 

  Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?

Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль.
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и учителя-логопеда, можно достичь качественного результата в исправлении и развитии речи ребенка. Преемственность в работе семьи и детского сада осуществляется через индивидуальные консультации, наглядную информацию, и на открытый занятиях.

  Занятия с логопедом являются прекрасной подготовкой перед школой, поскольку правильная речь – одно из основных условий успешного обучения. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.

В заключение хочу пожелать детишкам расти здоровыми, умными, добрыми, а родителям — радости, терпения в кропотливом труде воспитания и обучения.

 

Консультации учителя-логопеда для  родителей

Презентация «Мнемотехника, как инновационная форма речевого развития в работе учителя-логопеда»

Видео «Живая мнемотехника»

 

Консультации учителя-логопеда для  педагогов

Опыт работы на тему: «Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики».
Презентация на тему: «Биоэнергопластика, как нетрадиционная форма проведения артикуляционной гимнастики».
Данный опыт работы был представлен в 2015 году на городском педагогическом марафоне «От компетентного педагога к новому качеству образования» и получил высокую оценку. Рекомендован к публикации на ТОЛВИКИ.


 

В МБУ №20 «Снежок» учителем-логопедом Заниной Н.В. заведена традиция ежегодного проведения «Конкурса Чтецов» с 2015 года.

Финальный этап «Конкурс Чтецов - 2015» среди воспитанников МБУ детского сада № 20 «Снежок»

«Конкурс Чтецов - 2016»

Финальный этап «Конкурс Чтецов - 2016» среди воспитанников МБУ детского сада № 20 «Снежок»

В 2017 году был организован «Конкурс Чтецов, посвященный 135-летию К.И. Чуковского».

Финальный этап «Конкурса Чтецов, посвященного 135- летию со дня рождения К. И. Чуковского» среди воспитанников МБУ детского сада № 20 «Снежок» 

Сборник стихов,  созданный по результатам проведения «Конкурса Чтецов, посвященного 135 летию со дня рождения К.И.Чуковского», среди детей МБУ детского сада № 20 «Снежок»

 

 Библиотечка логопеда

 

 

Свои предложения, пожелания, отзывы вы можете оставить в «Гостевой книге» 

Обращаем особое внимание: если ваш вопрос содержит персональные данные (ваши или вашего ребенка) рекомендуем вам направить его через электронную форму обратной связи «Задать вопрос».

Нормализация речевого дыхания

Консультация для родителей

Нормализация речевого дыхания

Составитель: учитель-логопед Занина Н.В.

У детей дошкольного возраста механизм координации дыхания, фонации и артикуляции формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.
У детей 3—4 лет слова и фразы могут произноситься как на выдохе, так и на вдохе или в перерыве между вдохом и выдохом. Поэтому нередко отмечается «захлебывающаяся» речь.
У детей 5—6 лет механизм координации дыхания и артикуляции во время речи еще в стадии формирования, но начало произнесения слов и короткой фразы совпадает с началом выдоха. Однако на произнесение всей фразы (из 4—5 слов) выдоха не хватает. Ребенок в середине фразы производит добор, т. е. дополнительный поверхностный вдох.
Механизм координации дыхания, фонации и артикуляции в процессе речи формируется к десяти годам. Таким образом, речевое дыхание развивается, стабилизируется от 7 до 10 лет. Диафрагмально-реберное дыхание обеспечивает комфортное речевое дыхание. В дошкольном возрасте тренировку диафрагмального дыхания начинать следует в положении ребенка лежа, т. к. мышцы тела расслаблены и диафрагмальное дыхание устанавливается спонтанно, автоматически.
Упражнение №1
Ребенок в положении лежа на спине. Одна рука находится на животе, а другая на груди. При вдохе через нос живот поднимается, при выдохе через рот живот опадает (опускается).
Упражнение №2
Исходное положение то же самое. Вдох—выдох осуществляется через рот. На вдох живот поднимается, а на выдох опускается.
Упражнение №3
Исходное положение ребенка — сидя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. При вдохе живот надувается, а при выдохе опускается. Эти движения контролируются руками ребенка.
Упражнение №4
Исходное положение ребенка — стоя. Положение рук такое же, как в предыдущих упражнениях. Ребенок контролирует своими руками движения мышц живота.
Апробируется в логопедической практике для постановки диафрагмального дыхания парадоксальная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Суть этой гимнастики в том, что при сжимании грудной клетки при наклонах вперед рекомендуется делать не выдох, а быстрый вдох, а при выпрямлении — автоматический незаметный выдох.
Например, рекомендуется в быстром темпе выполнять наклоны вперед (голова опущена, руки тянутся к полу) с одновременными редкими, короткими вдохами, а при выпрямлении делать незаметные выдохи.
Другим приемом является быстрое ритмичное сведение на уровне плеч согнутых в локтях рук (при этом сжимается грудная клетка с одновременными короткими и редкими вдохами, а при разведении рук осуществляется пассивный выдох).
В традиционной дыхательной гимнастике всё наоборот. При наклонах — выдох, а при выпрямлении — вдох. По методике Стрельниковой, сдавление грудной клетки, живота во время вдоха стимулирует укрепление мышц, участвующих в акте дыхания, т. к. мышцам приходиться работать в режиме нагрузок. Разработана целая система упражнений дыхательной гимнастики, способствующая поэтапному овладению диафрагмальным дыханием.
Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью: оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом легких. У дошкольников превалирует верхнегрудное дыхание, сопровождающееся подъемом плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох и добирают (вдыхают) в процессе речевого высказывания перед каждым словом. У детей со стертой дизартрией речевой выдох ухудшается недостаточностью иннервации мышц диафрагмы. Недостатки речевого дыхания выражаются в аритмичности вдоха—выдоха, в слабости внеречевого и речевого выдоха, в дискоординации выдоха, голосообразования (фонации) и артикуляции.
Вопросам воспитания речевого выдоха уделяли внимание М.Ф. Фомичева, Е.И. Радина, М.Е. Хватцев, Е.Ф. Рау, О.В. Правдина, А. Максаков и др.
При организации логопедической работы с деть¬ми, страдающими стертой дизартрией, необходимо учитывать следующие характерные для них нарушения речевого дыхания:

  • чрезмерный забор воздуха на фазе вдоха;
  • форсированное начало фазы выдоха;
  • сокращение длительности речевого выдоха;
  • неравномерность выдоха на протяжении фразы;
  • судорожность вдоха и выдоха;
  • спастичность дыхательной мускулатуры в процессе дыхания и связанную с этим судорожность вдоха и выдоха;
  • расстройства координации между дыханием, артикуляцией и фонацией.

Задачей этого раздела логопедической работы является систематизация различных приемов дыхательной гимнастики, направленной на увеличение длительности и силы внеречевого выдоха, а затем и выдоха в процессе фонации звуков, произнесения слов и фраз.
Путем специально подобранных игр, упражнений идет тренировка внеречевого и речевого длительного выдоха:

  • на музыкальных занятиях при выполнении вокальных упражнений;
  • на занятиях по развитию речи при выполнении физкультминутки;
  • на занятиях по речевой гимнастике;
  • на индивидуальных логопедических занятиях при выполнении дыхательной гимнастики;
  • на логопедических занятиях по вызыванию и уточнению изолированных звуков.

Нормализация речевого дыхания может проводиться как на фронтальных, подгрупповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях.
Цель дыхательных упражнений — научить детей быстро, бесшумно производить вдох и экономно, плавно расходовать воздух на выдохе. Дыхательные упражнения дифференцируются в зависимости от возраста.
Методические рекомендации:
При выполнении дыхательной гимнастики необходимо соблюдать регламент в пределах 3—5 минут, чтобы не вызвать у детей головокружения и негативных реакций.
Необходимо контролировать сопутствующие движения, а именно: не допускать общего мышечного напряжения, поднятия плеч при вдохе и вытягивания вперед шеи при вокальных упражнениях. Одежда ребенка не должна стеснять его движения. Помещение должно быть хорошо проветренным. Осанка ребенка должна быть правильной при выполнении дыхательной гимнастики как сидя, так и стоя.

1. Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания: учат быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации).
Выдох должен дифференцироваться по силе:
— сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
— сдуть ватку;
— подуть на султанчики;
— погреть ладошки;
— подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
— подуть в окошко, чтобы открылись бумажные створки;
— задуть в ворота легкие ватные шарики (мячи);
— сдуть листья с деревьев;
— подуть на бумажную лодочку в миске с водой или на поверхности стола так, чтобы она сдвинулась с места;
— сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);
— подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
— подуть в дудочку, свирель, в трубу;
— извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
— надуть воздушный шар, надувную резиновую игрушку;
— подуть в детскую игрушку «тещин язык» и до конца расправить скрученную спиралью полую полоску бумаги;
— подуть в прибор «TRIFLO-2» (изготовлен в виде трех колб на подставке с цветными шарами внутри, соединенными трубкой с мундштуком для губ);
— дуть на лист бумаги, находящийся на уровне рта ребенка так, чтобы лист трепетал. Лист постепенно отодвигают ото рта ребенка;
— погреть ладони. С расстояния 15—20 см ото рта подуть в соединенные ладони теплым воздухом;
— подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
— сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.
Дифференциация носового и ротового вдохов-выдохов:
1. вдох носом — выдох через рот;
2. вдох одной ноздрей — выдох другой;
3. вдох—выдох через нос;
4. вдох носом — выдох через нос;
5. вдох ртом — выдох через рот;
6. вдох через одну ноздрю — выдох через другую;
7. вдох через одну ноздрю — выдох через обе ноздри;
8. вдох через одну ноздрю — выдох через рот в положении «трубочка»;
9. вдох через нос — выдох через рот в положении «трубочка» толчками порционно.

2. Динамическая дыхательная гимнастика
Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому) дыханию, т. к. способствует расширению емкости легких.
Динамические дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка внеречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплекс тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания включают активизирующие и релаксационные упражнения.
Расслабляющие движения:
Подражание полету птиц.
Поднять руки до уровня плеч и опустить, как пустые рукава, по бокам туловища.
Поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабленные руки вперед—назад.
Наклонить голову вперед, расслабляя мышцы.
Медленное круговое вращение головы справа налево и наоборот.
Медленное потряхивание кистью сначала правой руки по бокам туловища, потом левой, корпус слегка наклонен.
Медленное потряхивание вытянутой вперед ноги, сначала правой, потом левой; руки на поясе.
Покачивание рук при слегка наклоненном корпусе, правой рукой влево, левой вправо, руки перекрещиваются.
Медленное вращание рук над головой, имитация вращающихся крыльев мельницы.
Расслабленными кистями рук производить движения, имитируя стряхивание брызг с рук.
Покачивание одновременно обеими руками у пола, имитация полоскания белья.
Хождение по кругу шатающейся, расслабленной походкой.
Дыхательные упражнения (традиционные) без речевого сопровождения
Подняться на носках, руки вверх — вдох, опуститься — выдох.
Поднять руки над головой, ладонями навстречу (руки касаются друг друга) — вдох, опустить руки — выдох.
Развести руки в стороны — вдох, руки перед со¬бой — выдох.
Вытянуть руки вперед перед собой — вдох, опустить по бокам — выдох.
Отвести локтей назад — вдох, поставить руки в исходное положение — выдох, руки на поясе.

Литература:

  • Алябьева Е.А. «Логоритмические упражнения без музы¬кального сопровождения». 
  • Лопатина Л.В. «Нарушения мимической мускулатуры и артикуляционной моторики у детей со стертой формой ди¬зартрии. Речевые и нервно-психические нарушения у детей и взрослых». 
  • Лопатина Л.В., Серебрякова Н. В. « Преодоление речевых нарушений у дошкольников».

Развиваем связную речь дошкольников

Консультация для родителей

Развиваем связную речь дошкольников

Составитель: учитель-логопед Занина Н.В.

Наукой доказано, что без речевого общения человеческое существо не может стать полноценным человеком. От развития речи зависит психическое развитие человека. Поэтому, одной из основных задач в обучении детей является развитие связной речи, т.е. умения четко и последовательно излагать свои мысли.
Зависимость речи детей от людей, с которыми они живут, очень велика. Это значит, что работа детского сада по развитию связной речи детей должна идти рука об руку с работой родителей.
Идут годы. Ваш ребенок растет. Вы замечаете, как много новых слов и целых предложений появилось в его речи, сколько узнал, запомнил. Вас радует, как живо и разнообразно он стремиться выразить свою мысль. Теперь в его речи стали появляться сложные предложения. Но вслушайтесь в речь сына или дочери. И вы заметите, как трудно им еще выразить словами то, что видят, слышат, чувствуют. Не хватает слов для передачи знакомой сказки или телепередачи. Можно обнаружить, что существительные ребенок часто заменяет местоимениями, нарушает порядок слов в предложении, затрудняется в согласовании существительных и прилагательных, в употреблении склонений и спряжений.
Уровень развития речи детей даже одного возраста бывает различен. Очень важную роль в развитии речи ребенка-дошкольника и обогащении его словаря имеет повседневное общение взрослых и детей. Не забывайте разговаривать с детьми как можно больше и на разные темы. Каждый день делитесь с детьми своими впечатлениями обо всем, что волнует вас. Приучайте ребенка ежедневно делиться с вами своими проблемами… Не отмахивайтесь от детских вопросов, не отделывайтесь шуткой или «вырастешь-узнаешь» - ответ требуется сегодня, сейчас. Отвечать на детские вопросы утомительно, но отвечать надо, и отвечать серьезно, терпеливо. Не удовлетворяя детские «почему?», мы глушим любознательность, не даем поводов к дальнейшему мышлению, тормозим развитие речи. А ведь, общаясь с детьми в повседневной жизни, мы можем многому научить их ненавязчиво и непринужденно. Используйте все подходящие ситуации для того, чтобы поговорить с ребенком.
Существует два вида связной речи: диалогическая и монологическая.
Диалог – разговор, беседа двух или нескольких собеседников, он состоит из вопросов и ответов. Обучение детей диалогу происходит во время беседы и усваивается ими легко, так как диалогическую речь они слышат в быту ежедневно.
Монолог – связная речь одного лица. Трудности монологической речи заключаются в том, что она требует от ребенка умение сосредоточить свое внимание на одном объекте или событии. В свободном общении обучение монологу осуществляется в пересказе сообщения взрослых. Тренировка осуществляется и в том случае, если родители с интересом выслушивают своих детей, выискивают темы для монологов, так, например, «Расскажи, какую интересную игрушку ты видел у друга?», «Расскажи, как ты ходил с папой на речку?» и т.п.
Существуют и специальные методы обучения детей связной речи. Это составление описательных рассказов о предметах, составление рассказов по картине, составление рассказов из личного опыта, пересказ художественных произведений.
Игры на описание предметов, находящихся в доме или на улице, являются прекрасным средством развития связной речи. Проведение таких игр не требует специального времени. Играть можно по дороге в детский сад и обратно, на кухне, во время приготовления ужина, во время прогулки. Составляя описательный рассказ о предмете, надо назвать его, объяснить к какой группе предметов он относится, как используется в жизни или в игре, заметить его цвет и оттенки, рассказать, из какого материала он сделан, перечислить признаки и качества, части.
Развитию речи детей помогают картинки и иллюстрации. При рассматривании сюжетных иллюстраций и составлении рассказов по их содержанию очень помогает план рассказа, который может быть предложен взрослым: сначала расскажи, как и когда дети попали в лес, что они делают, чем все это может закончиться.
Очень трудно дается детям составление рассказов из личного опыта. Темы для самостоятельных детских рассказов подсказывают праздники, события, интересные случаи, прогулки в лес. Будьте прилежными слушателями, заинтересованными и внимательными. Если ребенок затрудняется в выражении мысли, помогите ему с помощью подсказки или наводящего вопроса. Учите использовать в речи сравнения, сложные предложения и слова. Ребенок должен убедиться в том, что обо всем можно рассказать живо и интересно. Интересные рассказы могут получиться при совместном составлении писем бабушке с дедушкой, товарищу.
Пересказывание художественных произведений – новая ступенька в развитии связной речи детей. Ребенку бывает не просто передать словами даже небольшой текст. Очень важно, чтобы содержание произведения было правильно понято и осмысленно. С этой целью произведение читается ребенку дважды, после первого чтения проводится беседа по содержанию прочитанного. Ответы детей на вопросы должны содержать слова и выражения литературного текста. Овладеть умением пересказывать помогает рассказывание произведения по ролям, разыгрывание сказок с помощью игрушек.
Трудно переоценить значение образного языка стихов в развитии речи детей. Стихи обращены к сердцу и чувствам дошкольника. Пусть ребенок слушает и заучивает стихи о природе, о детях, труде людей. После чтения не спешите закрывать книгу. Спросите, о чем стихотворение, что понравилось, что удивило, можно спросить, какими словами говорится о герое, погоде и т.д. Заучивайте с детьми пословицы, поговорки, загадки и при случае используйте их в разговорах с ребенком. И он, поначалу подражая вам, а потом, становясь все самостоятельнее в суждениях, станет интересным собеседником.

Литература:

  1. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961.
  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. — М., 1984.
  3. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М., 1987г.
  4. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. \ Дефектология. 1988, № 3.
  5. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление ОНР у дошкольников. М, 1998.
  7. Карпова С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками. - М., 1978.
  8. Леонтьев АА. Исследования детской речи// Основы теории речевой деятельности. — М., 1974

ЦУР63 «Решаем проблемы вместе»

Книга памяти: Дети войны

элемент дизайна

элемент дизайна

Когда всей семьей дома

элемент дизайна

элемент дизайна

элемент дизайна

Управление Роспотребнадзора по Самарской области рекомендует: Позаботьтесь о своем здоровье и здоровье своих близких – соблюдайте гигиену рук, используйте одноразовые маски в местах большого скопления людей, при контактах с людьми с симптомами вирусного респираторного заболевания
 
элемент дизайна

Поделись позитивом с Тольятти!

Консультационный пункт

элемент дизайна

Оценка удовлетворенности граждан Оценка
удовлетворенности
граждан

качеством образовательных услуг, предоставляемых государственными муниципальными образовательными организациями дошкольного и общего образования

Навигатор дополнительного образования

элемент дизайна

Приглашаем принять участие в опросе

 

Примите участие в опросе с 25 января по 15 декабря 2021 года

Опросы граждан Тольятти

Урок на всю жизнь

Семья. Там, где живёт счастье!

Горячая линия по вопросам деятельности образовательных организаций

Контактная информация

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Снежок» городского округа Тольятти
Наш адрес: 445011, РФ, Самарская область, г.Тольятти, ул. Чуковского, 3.
Телефоны: 8(8482)28-33-16, 8(8482)28-33-17, 8(8482)28-80-97
Факс: 8(8482)36-53-85
e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Внимание! Персональные данные воспитанников публикуются на официальном сайте МБУ детского сада № 20 «Снежок» с письменного согласия их родителей (законных представителей) в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Персональные данные работников на официальном сайте МБУ детского сада № 20 «Снежок» также публикуются с письменного согласия физических лиц в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ «О персональных данных».
Документы (Соглашения об обработке персональных данных) хранятся в детском саду.
Обработка персональных данных, предоставляемых пользователями через интерактивные сервисы сайта, осуществляется в соответствии с «Политикой конфиденциальности»;  «Политика конфиденциальности»    >>>

Регион

Наш город