Консультация для педагогов
Формирование здорового образа жизни у воспитанников посредством организации проектной деятельности с использованием ИКТ
Составитель: инструктор по физической культуре Шамрицкая Е.В.
В настоящее время приоритетными задачами, стоящими перед ДОО, являются забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание образовательной области «Физическое развитие» включает приобретение опыта в следующих видах деятельности: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма; развитию равновесия, крупной и мелкой моторики рук, а также с правильным выполнением основных видов движений.
В дошкольном учреждении решению поставленных задач способствуют физкультурные занятия, на которых создаются оптимальные условия для разностороннего развития детей.
Ни для кого не секрет, что современные дети в большинстве своем испытывают дефицит движения. Дети предпочитают игру за компьютером прогулке на свежем воздухе, а ведь недостаточная двигательная активность ведёт к дефициту познавательной активности, к мышечной пассивности и снижению работоспособности организма.
Цель нашей работы - организация оптимального двигательного режима воспитанников. Задаваясь вопросом, как повысить двигательную активность дошкольника, заинтересовать и мотивировать его на правильное выполнение физических упражнений, заданий, мы остановили внимание на значимости сказок в дошкольном возрасте.
Сказка для ребенка –это ни что иное, как средство постижения жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений, моральных установок общества.
Слушая сказку, ребенок дошкольного возраста проявляет особую внутреннюю активность, становясь как бы участником описываемых и воспринимаемых событий. Сказка является универсальным развивающим, образовательным средством выводя ребенка за приделы непосредственно воспринимаемого,погружая его в возможные миры с широким спектром моделей человеческого поведения и ориентируя в них, обеспечивая богатую развивающую среду.
Для реализации поставленной цели мы решили объединить значимость сказок и двигательную деятельность детей, получив в результате «двигательные сказки». Материал для таких занятий разнообразен и не требует больших затрат, поэтому позволяет значительно расширить и обогатить двигательную деятельность детей.
«Двигательные сказки» – это дополнительный стимул формирования у детей интереса и ценностного отношения к своему здоровью. Проведение такой игры требует ясного представления образа литературного героя и сюжета произведения, умения передавать характер, действия и поступки при помощи соответствующих поз, жестов и движений. Сказка для ребёнка – не просто вымысел, фантазия. Это особая реальность, помогающая сформировать у них осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру, развивать умение управлять ими.
Результатом педагогических исследований и размышлений стал проект«В гостях у сказки»
Внедрение проекта началось с использования всеми любимого и известного сюжета русской-народной сказки «Репка».
Принимая во внимание, поставленные задачи,двигательные сказки можно использовать как отдельный блок или на протяжении всего физкультурного занятия.
Рассмотрим механизм использования «Двигательных сказок» в различных частях физкультурного занятия.
Задача вводной часть занятия – разогреть мышцы ребенка. Включает в себя различные виды ходьбы. Здесь мы можем с детьми отправиться в сказку «Теремок». «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок. Бежала мимо мышка…».Детям дается задание имитировать движения мышки-норушки, зайки-побегайки и других персонажей.
В основной части занятия приоритетная задача нагрузить мышцы и вестибулярный аппарат ребенка. В ОРУ мы предлагаем показать характерные движения персонажей сказки «Репка». Практикуя основные виды движений, мы можем помочь бабушке и дедушке из сказки «Колобок» найти убежавшего Колобка.
Задача заключительной части – постепенно вернуть дыхание и кровообращение ребенка в нормальный ритм. Решить эту задачу можно с помощью проведения рефлексии по заданной сказке. Дети успокаиваются, выполняя упражнения на восстановление дыхания. «Все были рады тому, что уродилась такая большая вкусная и сочная репка» - дети вытягиваются вверх, показывая репку. «Светит солнышко, летают птички…» - все движения детей медленные и плавные.
Для повышения эффективности организованной образовательной деятельности мы решили создать мультимедийныепрезентации, так как их использование обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему выполнению физических упражнений, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
Почему мы остановились на создании мультимедийных презентаций, а не просто использовании иллюстраций? Ответ мы нашли, проанализировав привязанности и интересы детей. В настоящее время, уже с малых лет дети умеют пользоваться телефоном, планшетом и другими современными гаджетами.А так, как педагог являетсядля ребенка непререкаемым авторитетом, то и он вынужден идти в ногу со временем.
Использование мультимедийных презентаций на физкультурном занятии очень ценны тем, что позволяют не только встретить героев любимых сказок, но и посмотреть на сказки с новой – «двигательной стороны». При этом мы исключаем негативное воздействие на психику ребенка смены 24 кадров.
Таким образом, при создании проекта «В гостях у сказки», нами была создана «Копилка двигательных сказок», состоящая из мультимедийных презентаций, основанная на использовании русских -народных и авторских сказок.
Литература
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016)
- Комарова Т. С., Зацепина М. Б. Интеграция в системе воспитательно–образовательной работы детского сада, МОЗАИКА –СИНТЕЗ.- Москва,2010
- Степаненкова Э. Я. Творческая направленность деятельности детей в подвижных играх - Москва, 1985.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. –Мозаика –Синтез, Москва,
- Ефименко Н. Е. Театр физического развития и оздоровления, ЛИНКА - ПРЕСС - Москва, 1999.
- Овчинникова Т. С., Потапчук А. А. Двигательныйигротреннинг для дошкольников. – СПБ, 2002.