Консультация для педагогов
Использование метода проектов в работе с дошкольниками
Составитель: воспитатель Вергазова Т.И.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые инновационные педагогические технологии. Наше общество развивается быстро и динамично, а активное проникновение научно-технического прогресса способствует тому, чтобы педагог выбирал наиболее эффективные средства обучения и воспитания. Одним из перспективных методов, является метод проектной деятельности. Спецификой метода является сотворчество взрослого и ребенка в решении проблемы, лично значимой для ребенка.
Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит китайская пословица. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - «присваивает» знания и опыт, поэтому на смену традиционным методам приходят активные методы обучения и воспитания.
Метод проектов – это интегрированная деятельность детей, она направленна на развитие у детей познавательных и творческих способностей.
Во время работы над проектом создаются условия, где формируются не только знания, умения, навыки, но и самостоятельность, инициативность, повышается самооценка, ребенок учится взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Этот метод очень эффективен и я хотела бы представить вашему вниманию использования «метода проектов» в работе с детьми. Мною был разработан проект «Волшебница вода», для детей старшей группы, воспитателем которой я являюсь. В работу над проектной деятельностью были включены педагоги, дети и родители.
На первом этапе была сформирована проблема и цель проекта. Мною был подобран дидактический и методический материал, а так же было проведено анкетирование родителей и информирование их о проекте . На втором этапе дети были введены в игровую ситуацию , а так же был разработан совместный план для достижения цели. На третьем этапе дети вместе с педагогом занимались опытно –экспериментальной деятельностью, наблюдениями, играли в дидактические и словесные игры, беседовали, читали литературу, занимались продуктивной деятельностью, на заданную тему. Была организована и проведена выставка: «По морям, по волнам» (из природного и бросового материала ) и аукцион «Путешествие капельки», где дети читали стихи и загадки. На родительской встречи был проведен конкурс «Смак», где дети и родители представили рецепты блюд с использованием воды и эти блюда были продегустированы. На четвертом этапе мною была проведена презентацию по деятельности конкретного проекта. Дети активно помогали в подготовке презентации, после чего они представили зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Презентация была проведена в форме фоторепортажа и экологического досуга, с проведением опытов. В результате работы над проектом у детей повысился интерес и любознательность, возросла самостоятельность в решении поставленных задач, они стали лучше общаться, как со сверстниками, так и со взрослыми. Родители освоили некоторые педагогические приемы и стали активными участниками жизни детского сада.
Результаты реализации проектов свидетельствуют об эффективности этого метода. Благодаря работе над проектом, детям ,совместно с педагогом и родителями удалось достичь намеченной цели. Дети получили недостающие знания, научились планировать свою деятельность в соответствии с задачами, работать в творческих группах . Конечно же при работе над методом проекта на педагога ложиться дополнительная нагрузка: подобрать методический материал, подготовить новые игры, тематические беседы, обогатить предметно–пространственную среду, а так же продумать консультации для родителей, но результат этого стоит.
Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что, реализуя «метод проекта» в работе детского сада, можно достигнуть значительных успехов в интегрировании образовательного процесса налаживания контактов с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества с ними.
Метод проектов в работе с дошкольниками сегодня — это, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Список литературы:
1. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. —2009. — № 3 — С.14-19.
2. 3. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст учеб. пособие. М.: Педагогическое общество России, 2009
3. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить ребенка приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2009. — 160 с.